Информационный портал про фундаменты

Вязка арматуры для ленточного фундамента

Пример связанного вязальной проволокой арматурного каркаса под ленточный фундамент
Пример связанного вязальной проволокой арматурного каркаса под ленточный фундамент

Вязка арматуры под ленточный фундамент применяется при создании пространственного металлического каркаса для заливки фундамента бетонной смесью. Это важный и ответственный процесс, от правильности выполнения которого, зависит надежность и прочность всей конструкции будущего здания. Вязка арматуры относится к самому распространенному способу сборки армирующего каркаса. В строительстве существует два способа соединения арматуры – сварной и с помощью вязальной проволоки. Качественную сварку арматурных каркасов производят контактной сваркой, что возможно лишь в заводских условиях. На строительной площадке нет подходящих условий для этой технологической операции, поэтому армирование бетонных конструкций с помощью вязальной проволоки самый доступный метод, широко используемый в строительстве.

Содержание

Назначение каркаса под ленточный фундамент

Ленточный фундамент служит для передачи распределенной нагрузки от здания на грунт основания. Чтобы установить фундамент необходимо вначале сделать пространственный каркас из арматуры и залить его бетоном. Пространственный         каркас выполняется из арматуры разных диаметров и состоит из рабочей арматуры большего диаметра с периодическим профилем и соединительной (монтажной) из гладкой арматуры меньшего диаметра. Рабочая арматура в каркасе принимает нагрузку, монтажная арматура соединяет рабочие стержни в единый каркас.

Арматура с рифленым периодическим профилем имеет высокую прочность и сопротивляемость изгибающим усилиям, чем гладкая арматура

Устройство пространственного каркаса ленточного фундамента
Устройство пространственного каркаса ленточного фундамента

Инструмент для связывания элементов каркаса

Связывать арматуру в каркас лучше всего с помощью обыкновенного крючка из проволоки. Вязальный металлический крючок имеет вид металлического стержня с изогнутым окончанием наподобие крючка для подхватывания петли из вязальной проволоки. У домашних строителей не всегда есть возможность использования профессионального инструмента для вязки арматуры и поэтому пользуются простым в изготовлении металлическим крючком, который легко сделать из подручных материалов.

В домашних условиях для изготовления такого приспособления вполне подойдет ручка от малярного валика, которую можно согнуть под необходимым углом, а конец немного заточить и придать форму крючка. Сварочный использованный электрод или обрезок металлического прута диаметром 5мм тоже могут послужить заготовкой для изготовления вязального инструмента.

Пример изготовления вязального крючка:

Шаблоны для вязки каркаса

При сборке пространственного каркаса под ленточный фундамент приходится связывать большое количество стержней. Дело это очень кропотливое и ответственное. Чтобы облегчить монотонный и однообразный ручной труд арматурщика, применяют заранее подготовленные шаблоны – верстаки. Шаблоны значительно облегчают работу по изготовлению арматурной сетки. Такое приспособление изготавливают из деревянного бруса. Ширина шаблона чуть больше длины стержней арматуры и может составлять от 30 см до 50 см, длина не превышает 3 м. В деревянной конструкции шаблона вырезаются пазы и просверливаются отверстия, повторяющие контур стержней каркаса. Одинаковые куски вязальной проволоки раскладывают в подготовленные отверстия и потом обвязывают крючком соединительные узлы арматуры.

Пример вязания с помощью шаблона: https://youtu.be/FQJxwP5HsT4?t=163

Техника связывания отдельных стержней

Связывать арматуру с помощью вязального крючка просто:

  1. Вязальная проволока разрезается на куски приблизительно 40 см, сгибается петлею пополам и подводится под арматурный узел и поднимается вверх.
  2. Проволочные свободные концы располагают сверху и захватывают за петлю.
  3. Под проволочную скрутку заводится крючок и вращательным движением начинают закручивать до полной фиксации арматурных стержней.

При выполнении особо важных соединений узлов выполняют дополнительное обвязывание стержней. Вначале процесс связывания будет казаться сложным, но с приобретением практического навыка на эту процедуру потребуется не более одной минуты.

Чтобы при скручивании вязальная проволока не порвалась не надо при скрутке ее сильно перетягивать

Вязальный крючок из проволоки
Вязальный крючок из проволоки

Вязальная проволока

Сырьем для изготовления вязальной проволоки служит арматурная металлическая катанка с диаметром от 5 до 6 мм. Для придания эластичности и гибкости тонкий металл заготовки отжигают в специальных печах. Известно, что поверхность металлического изделия окисляется на воздухе и поэтому вязальную проволоку покрывают слоем цинка и получается оцинкованная проволока. Таким видом вязальной проволоки можно удобно и быстро связать отдельные арматурные стержни в единую конструкцию каркаса.

Вязальная проволока для вязки каркаса под ленточный фундамент обязательно должна быть гибкой и прочной.

При сборке каркаса от жесткой проволоки быстрее устают руки, что значительно снижает производительность труда.

Вязальная проволока для арматуры
Вязальная проволока для арматуры

Схема для сборки каркаса

Связать каркас из отдельных металлических стрежней ленточного фундамента без рабочего чертежа или исполнительной схемы невозможно. Для ее составления нужно произвести специальный расчет сбора нагрузок на фундамент и по результатам подобрать необходимый диаметр продольных стержней рабочей арматуры. При составлении рабочей схемы учитывают условия и особенности строительства при возведении ленточного фундамента. За такими расчетами лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам – конструкторам.

Особенности при вязке пространственного каркаса

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента четко регламентируются строительными нормами и правилами (СНиП), где указаны необходимые требования к арматурному каркасу, такие как:

  1. Стрежни арматуры при соединении укладываются внахлест на расстояние равное 60 диаметров рабочей арматуры.
  2. Монтажная или распределительная арматура должна иметь диаметр сечения 6 мм или 8 мм и устанавливается с шагом от 200мм до 600мм.
  3. Количество рабочих стержней в пространственном каркасе под ленточный фундамент должно быть не менее 4 штук, а в отдельных случаях 6 единиц. В качестве рабочей арматуры используется круглая сталь периодического рифленого профиля диаметром от 10 мм до 18 мм.
  4. Стержни рабочей арматуры располагают на расстоянии не более 400 мм. Это расстояние не постоянное, оно может изменяться в зависимости от роста проектной нагрузки на фундамент: чем больше величина нагрузки, тем меньше расстояние между рабочей арматурой.
  5. Обязательное создание защитного слоя из бетона вокруг армирующего каркаса и телом бетона должно составлять от 30 мм до 50мм.

Верхний и нижний пояс арматурного каркаса воспринимают разные нагрузки: верхняя арматура работает на сжатие, а нижняя – на растяжение. Поэтому для верхнего пояса можно использовать арматуру меньшего диаметра

Перед укладкой ленты каркаса арматурные стержни необходимо очистить с помощью металлической щетки от грязи и ржавчины, что бы обеспечить хорошее сцепление с бетонной смесью.

Последовательность связывания каркаса

Чтобы иметь понятие – как связать арматуру, надо последовательно рассмотреть все этапы сборки арматурного каркаса под ленточный фундамент.

Вначале на площадке раскладываются элементы каркаса и связываются между собой вязальной проволокой в отдельные ленты, которые собираются в опалубке фундамента с помощью поперечных хомутов и соединительных углов в единую конструкцию. Процесс армирования выполняется поэтапно:

  • Для создания необходимого защитного зазора между арматурным каркасом и бетоном в теле фундамента на дно земляной траншеи укладывается ряд кирпича с высотой 50 мм.
  • По исполнительной схеме заготавливаются стержни монтажной или распределительной арматуры, занимающие вертикальное положение в пространственном каркасе.
  • На уложенный кирпичный ряд укладывают нарезанные по размеру стержни рабочей арматуры нижнего ряда каркаса.
  • Пруты рабочей арматуры соединяют поперечными стержнями соединительной арматуры с шагом 300 мм.
  • Вертикальные арматурные стержни вставляются непосредственно в угловую ячейку и соединяются с продольными стрежнями. Соединенные таким образом стрежни связываем вязальной проволокой.

Угловые элементы каркаса больше всего подвергаются нагрузкам. Армированию углов надо уделить особое внимание: установить в углах гнутые стержни и дополнительные г-образными прутки и хомуты.

Технология устройства арматурного каркаса метод вязки при строительстве ленточного фундамента на первый взгляд кажется сложной и непонятной. После внимательного изучения подробной инструкции по изготовлению и технике ведения работ можно вполне самому разобраться – как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента. Домашние умельцы могут самостоятельно подготовить и собрать арматурный фундаментный каркас без помощи специалистов.

Добавьте комментарий