Информационный портал про фундаменты

Что такое скользящая опалубка

Возведение колонн с помощью скользящей опалубки
Возведение колонн с помощью скользящей опалубки

Монолитный железобетон является одним из наиболее популярных строительных материалов. Главное его преимущество по сравнению с кирпичной или блочной кладкой — повышенная скорость и простота строительства. Единственным существенным недостатком подобной технологии, отнимающим множество времени и сил, является необходимость сооружения и регулярной переустановки опалубки. Однако данный трудоёмкий процесс может упростить так называемая «скользящая опалубка».

Содержание

Виды опалубок

Сегодня в строительстве используется два основных вида опалубки для стен из монолитного железобетона:

  • Несъёмная.
  • Съёмная.

В основе несъёмной опалубки лежит, как правило, прочный теплоизоляционный материал — экструдированный пеноплоистирол, сэндвич-панели и т.д. После заливки бетона она не убирается, а остаётся в качестве теплоизоляционного и шумопоглощающего слоя. Ввиду ограниченной прочности, несъёмная опалубка применяется по большей части в малоэтажном строительстве — при возведении частных загородных домов или подсобных строений.

Съёмная опалубка – достаточно универсальный вариант, который может использоваться как в мало-, так и в многоэтажном строительстве. Основными преимуществами этой технологии являются:

  • Функциональность и практичность. Съёмная опалубка, собранная из металлических или ламинированных щитов, может прослужить длительное время. Так, разборная конструкция из оцинкованных стальных листов рассчитана на 300 и более циклов заливки. Деревянные съёмные опалубки имеют гораздо меньшую «живучесть», но и они, при условии регулярного небольшого ремонта, могут прослужить длительное время.
  • Высокая прочность и надёжность. Качественно собранная съёмная конструкция способна выдержать огромные нагрузки, достигающие порой десятки тонн бетонной заливки за один раз.
  • Экономичность. Благодаря многоразовому использованию материала существенно сокращаются сметные расходы.

Область применения

Скользящую опалубку применяют в основном при возведении высотных монолитных зданий относительно небольшого периметра. Принцип работы конструкции заключается в возможности передвижения её без прерывания процесса бетонирования. После заливки бетона жёстко скреплённые щиты поднимаются вверх, на новый уровень, не дожидаясь пока произойдёт полное схватывание нижнего участка стены.

Метод скольжения позволяет обойтись без разборки конструкции и установки её на новом месте, тем самым значительно ускоряя весь процесс бетонных работ. Кроме того, скользящая опалубка позволяет создавать бесшовные монолитные конструкции, что значительно увеличивает общую прочность здания.

По своей себестоимости подобная конструкция намного дороже традиционной разборной. Однако при некоторых обстоятельствах её применение может являться более выгодным с финансовой точки зрения.

Наибольшую эффективность и экономичность данный метод показывает при следующих условиях:

  1. Когда застройщиком возводится несколько типовых зданий, расположенных рядом друг с другом. В этом случае скользящая опалубка может быстро перекидываться на новый объект сразу же по завершении предыдущего.
  2. При возведении одиночного монолитного здания, высота которого превышает 10 этажей — высотных домов, водонапорных и телевизионных башен, промышленных дымовых труб. В этом случае «скользящий метод» позволяет значительно ускорить строительство и произвести заливку больших объёмов бетона за один строительный сезон.
  3. При строительстве железобетонных домов упрощённой конструкции — с минимумом архитектурных деталей, металлических закладных, оконных и дверных проёмов.

Вследствие сложности монтажа скользящей системы, её массивности и высокой стоимости, использовать её при частном строительстве нецелесообразно. Среди прочих минусов данной технологии следует упомянуть:

  • Зависимость от бесперебойного электропитания и беспрерывных поставок бетонного раствора. В случае вынужденных простоев экономическая эффективность строительства резко снижается.
  • Сложность монтажа армирующего каркаса.
  • Высокая вероятность перекосов системы, что вынуждает постоянно следить за её горизонтальным уровнем.
  • Необходимость привлечения к работе строителей с более высокой квалификацией и большим опытом работы.
Конструкция в разрезе
Конструкция в разрезе

Конструкция и принцип работы

Конструктивно скользящая опалубка состоит из следующих элементов:

  • Два ряда ограждающих щитов: внутренний и внешний, одинаковых по своему размеру. Создают форму, в которую и происходит заливка бетонного раствора.
  • Балки, закреплённые как на внутренних, так и на наружных щитах, служат для придания дополнительной прочности и жёсткости конструкции.
  • Домкратные рамы опоясывают всю щитовую конструкцию по периметру в верхней её части. Служат для установки домкратов, соединённых с домкратными стержнями.
  • Домкратные стержни представляют собой металлические трубы длиной до 6 и более метров при диаметре в 25 — 28 мм каждая. Служат для соединения домкрата непосредственно со стеной здания, служащей внешней опорой при подъёме конструкции. При необходимости стержни могут наращиваться резьбовым или замковым способом по аналогии со штангами буровых установок.
  • Подмости и рабочий настил. Подмости подвешиваются к домкратным рамам с внешней и внутренней стороны, а рабочий настил устанавливается поверх балок и рам. Служат для размещения рабочих при заливке бетона, армировании, произведении пусконаладочных работ и т.д.
Щиты, скреплённые балками и оборудованные подмостями
Щиты, скреплённые балками и оборудованные подмостями

В зависимости от своего размера скользящая опалубка может быть крупно- или мелкощитовой. Наиболее универсальным является мелкощитовой вариант — он более удобен при работе и может легко настраиваться для заливки зданий иных размеров. Крупнощитовые конструкции целесообразно применять при строительстве зданий в промышленных масштабах, когда нужна одновременная заливка больших объёмов бетона.

Перемещение опалубки производится при помощи домкратного оборудования, мощность которого напрямую зависит от размеров и массы конструкции. От этих же показателей также зависит количество и толщина домкратных стержней. Обычное расстояние между ними составляет от 2 до 4 м.

Домкратные стержни в нижней своей части опираются на арматуру, выпущенную из фундаментного основания, и фиксируется к ней посредством электросварки. Домкраты, размещаемые на домкратной раме, и соединяемые с опорными стержнями, могут быть гидравлическими, электрическими или ручными.

При подъёме щитов все домкраты должны работать синхронно, чтобы не допустить перекосов и деформации конструкции. Для этого все они подключаются к единой распределительно-питающей станции – насосной или электрической, которая обычно размещается непосредственно на настиле, либо на земле. При использовании ручных домкратов подъём выполняется в одном режиме по единой команде.

Особенности работы

Возведение стен с использованием скользящей опалубки регламентируется положениями СНиП. В качестве конструкционного материала может использоваться фанера, дерево, ЛДСП, алюминий или листовая сталь. Металлические щиты более дорогостоящи, и рекомендуются для применения в том случае, если планируется возведение большого количества однотипных построек – от 10 и более.

Применение скользящей опалубки в домашних условиях
Применение скользящей опалубки в домашних условиях

Щиты, применяемые в скользящей опалубке, могут выполняться в виде плоских или криволинейных конструкций, в зависимости от архитектурных особенностей проекта. Высота их обычно составляет от 1 до 1,5 м, что наиболее удобно при работе с ними. Во избежание заклинивания системы, внешние и внутренние щиты устанавливаются под небольшим уклоном друг к другу. Конусность может достигать порядка 0,5-1%, т.е. нижняя часть скользящей опалубки должна быть на 5-10 мм шире верхней.

Имеет ограничения и ширина возводимых стен. Согласно положениям строительных нормативов, минимально допустимая толщина стен, возводимых по «скользящей технологии», должна составлять свыше 12 см, а для несущих колонн – 25 см. В данном случае, при подъёме скользящей опалубки, можно избежать образования разрыва между разными слоями бетонной заливки. Слишком тонкий, и, соответственно, чересчур лёгкий слой бетона может быть увлечён вверх поднимаемыми щитами за счёт силы трения. Во избежание этого также применяется обмазка внутренних щитовых поверхностей составами, уменьшающими силу трения и облегчающими скольжение – машинными маслами, или специальными жидкостями.

На видео показана данная технология в действии:

Несмотря на то, что скользящий метод разработан для крупного промышленного и жилищного строительства, некоторые частные застройщики используют его для постройки частных домов. Однако прежде чем применить такое бетонирование, следует хорошенько просчитать все плюсы и минусы с точки зрения финансовых расходов.

Добавьте комментарий